Ребенок идет в сад

"Условия успешной адаптации" 

 

       Привыкание большинства детей к дошкольному образованию протекает достаточно болезненно. Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. Пришедшему в дошкольное учреждение ребенку все непривычно: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество пока незнакомых детей, изменение бытовой обстановки, новый распорядок дня и т.д.

    У ребенка возникает душевный и физический дискомфорт, появляются чувство беспокойства, одиночества, незащищенности. Именно эти чувства выводят малыша из равновесия. Он становится беспокойным, плаксивым, раздражительным, замкнутым, с трудом отпускает от себя родителей, близких людей. Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности, ухудшением здоровья, нарушением сна  и аппетита; наблюдается регресс, то есть потеря уже имеющихся навыков (опять писаться, какать в штанишки…). Таким образом, от ребенка требуются большие усилия чтобы адаптироваться.

    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
  • нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным;
  • нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

      ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ РЕБЕНКА являются важнейшим показателем его адаптации к дошкольному учреждению. Сможет ли ребенок справиться прежде всего  со СТРАХОМ – вот вопрос, требующий решения в процессе адаптации!

     Поэтому в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению взрослым следует проявить к малышу максимум терпения и доброжелательности.  Ребенку как никогда необходим эмоциональный контакт с близкими людьми, для большинства детей он связан с тактильными ощущениями. Берите малыша на руки, чаще обнимайте, поглаживайте.

     В результате психологических переживаний и сильного напряжения на теле образуются мышечные зажимы. Чем меньше таких зажимов, тем благополучнее ребенок себя ощущает. Именно поэтому в период адаптации полезно использовать не только методы воздействия на  сознание и мышление ребенка, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Кроме того танцевально-двигательные упражнения дают ребенку ощущения радости, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Играйте дома с малышом в подвижные игры, танцуйте, используя ритмичную музыку и спокойную.

     В сложный период привыкания к жизни в детском учреждении дети особенно болезненно переносят сон. Слова родителей о том, что пора спать, могут вызвать у  малыша обострение чувства страха, горя  расставания с самым дорогим человеком.

     В таких случаях рекомендован совместный сон мамы и ребенка – это позволит ребенку обрести спокойствие и уверенность в безопасностиСнять эмоциональное напряжение и настроить на сон помогут специальные релаксационные сказки.

     Сказки о животных или волшебные сказки способны надолго отвлечь ребенка, но не помогут уснуть.  Релаксационные же  сказки не несут смысловую нагрузку: сюжет прост и понятен ребенку (это значит, ребенок не будет задавать вопросы). Сказочный персонаж очень хочет спать и, в конце концов, крепко засыпает. Плавное монотонное рассказывание сказки о приятном засыпании расслабляет и успокаивает детей. В состоянии расслабленности происходит определенное отключение от окружающего. Ребенок становится восприимчивым к словам взрослого, который знает, как необходим спокойный сон.

Сказка «Бабочка» (2-4года)

     Светит теплое солнышко. Солнышко греет травку, цветы и маленькую бабочку. Бабочка медленно летает, летает, летает. Легкие крылышки пархают вверх-вниз. Бабочка устала. Она хочет спать, спать, спать. Она лениво опустилась на большой, пушистый цветок. «Здравствуй, - сказала бабочка цветку. – Ты очень красивый и пахнешь медом. Можно, я посплю в твоих лепестках?» «Можно, можно, можно – Ответил цветок и плавно закачался: «А-а-а, а-а-а». Бабочка опустила уставшие крылышки, расслабила лапки, усики, закрыла глазки. А добрый цветок продолжал свою песенку: «А-а-а-а, а-а-а-а. «Спи-спи» - шептали травы. «Спи-спи», - шептало солнышко. «Хорошо, как мне хорошо», - подумала бабочка и сладко уснула.

Сказка «Игры ветерка» (2-4 года)

      Теплый и ласковый ветерок радостно играет с маленькими, желтыми песчинками на берегу озера. Ветерок разгоняется, пробегает легко-легко по песку и поднимает песчинки в воздух. Песчинки кружатся, вертятся, кувыркаются и не спеша опускаются вниз. Играет ветерок с песчинками, словно в колыбельке качает. Песчинкам легко и спокойно. Резвится ветерок. Укачивает, убаюкивает маленьких песчинок. Песчинки хотят спать. Им нужен покой и отдых. Песчинки все сильнее и сильнее хотят спать, спать, спать. Ветерок стал слабее, слабее и совсем затих. Он удобно уложил песчинки в мягкую, нагретую солнышком постельку и прошептал: «Спите, сладко спите, мои маленькие друзья. Я буду охранять вас». Песчинки подумали: «Ах, как хорошо, как чудесно спать. Какую славную песенку поет ветерок». Потом песчинки широко зевнули, медленно закрыли глазки и крепко уснули.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду:

1. Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях, причем КАЖДЫЙ ДЕНЬ!!! Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.

2. Внушайте малышу, что посещение дошкольного учреждения – это привилегия, которую нужно заслужить, и тогда он охотно отправится в группу.

3. Дайте ребенку возможность пообщаться с детьми, уже посещающими дошкольное учреждение, наверно, он услышит от них много интересного о том, как дети проводят время.

4. Заранее познакомьтесь с условиями (характер питания, приемы воспитания и т.д.), узнайте все новые моменты в распорядке дня и соотнесите их с домашними.

5. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

6. Облегчите ребенку задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без маленьких пуговиц и застежек на спине, обувь выбирайте на липучках.

7. До поступления ребенка в дошкольное учреждение постарайтесь отучить его от отрицательных привычек ( засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы). В период адаптации отучать от привычек нельзя.

8.  Отправляйте ребенка в ясли только здоровым.

9. При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много игрушек, дети весело играют, воспитательница  -  хорошая тетя и т.д.) Представьте воспитателя и малыша друг другу.

10. Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Видишь, как ее любят дети!» и т.д.

11. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких переживаний.

12. Оставляя ребенка в садике, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше.

13. Не затягивайте расставание долгими объяснениями. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от настроения.

14. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания  с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что поможет отвлечь его т грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, будет радовать и ребенка и  родителей.

15. В первые дни не спешите сразу уводить ребенка домой. Побудьте с малышом на участке дошкольного учреждения, вместе посмотрите, как играют дети, чем занимаются, как общаются с воспитателем.

16. Ни в коем случае не обманывайте и не уходите тихо и незаметно. Это вызовет глубокие переживания, возможно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что Вам нельзя доверять, у него возникнут страхи.

17. Поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте ребенка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании, так как в первые дни и недели посещения детского сада малыш испытывает эмоциональную перегрузку.

18. Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, так как в период адаптации ребенок может быть капризным и раздражительным, у него может ухудшиться сон и аппетит.

19. Компенсируйте в семье возможное недоедание и недосыпание ребенка в яслях.

20. Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошкольного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость его нового статуса.   НО: не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.

21. Дайте ребенку возможность побегать после яслей, попрыгать, поиграть в подвижные игры (выплеснуть эмоции). Успокоить слишком возбужденного ребенка можно переключив его на игры с теплой водой.

22. Вечером дома устройте небольшой семейный праздник (например, чаепитие), во время которого похвалите ребенка за проведенный день в детском саду при всех участниках этого маленького праздника.

23. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вами и любим. Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь.

      Подготовил: педагог-психолог Гондецкая Ю.А.

Список источников: 1.« Первые шаги малыша в детском саду: метод. Пособие / З.В. Кощева. – Мн. : Зорны вервсень, 2006. – 68 с.

«Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь: ООО ИД « Белый Ветер», 2006. – 91с.

свернуть