Пластинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которого заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления воспитанников об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.
Каждое занятие объединения по интересам содержит не только образовательные, но и практические задачи, что в целом позволяет развивать личность воспитанника. Дети получают знания, умение, навыки; так же происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, ребенок и общество, ребенок и природа, осуществляется знакомство с миром разных предметов, расширяются возможности изобразительной деятельности воспитанников.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123.
Цель программы: развитие творческих способностей, а также развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить с новым способом изображения – пластилинография;
- формировать умения сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы пропорций и цвета;
- формировать представления основных приемах пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание);
- формировать умения технические навыки работы с изобразительным природным и дополнительным материалом;
развивающие:
способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии;
- развивать изобразительные и творческие способности позитивное отношение к лепке;
- развивать мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память;
- развивать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- развивать художественный вкус, творческую инициативу, образное мышление;
воспитательные:
ценностное отношение к эстетическим качествам объектов окружающего мира, продуктам собственной творческой деятельности, эстетические чувства; воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Занятия составляются с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей воспитанииков. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и образовательные задачи, развивает умения, навыки, формирует умение познавать мир и осознавать себя.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилия, в процессе занятия воспитанникам необходим минутный отдых в виде физкультурных минуток и разминок.
Педагогические принципы: принцип доступности (от простого к сложному); принцип связи теории с практикой; принцип наглядности.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для воспитанников учреждения дошкольного образования 4-5 лет.
Занятия проводиться 1 раз в неделю, наполняемость группы 8-10 человек.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасного пребывания воспитанников, пожарной безопасности.
Материально-техническое обеспечение: пластилин, ёмкости для хранения природного и дополнительного материала, клеёнки, стеки, краски, кисти, губки.